Густав Климт. Поцелуй

Густав Климт очень любил женщин. И золото. И живопись. Женщины тоже любили Климта, несмотря на то, что он совершенно отказывался на них жениться. А поскольку среди женщин Климта были много обнаженных, то его совсем не любили политики и духовенство. Возможно, они тоже могли бы его полюбить, но не успели, потому что Климт умер. Зато сейчас Климта любят вообще все. Это ли не счастье для художника!
Сразу погрузиться в творчество художника поможет наша интерактивная картина. Жмите на бирюзовые кружочки — открывайте секреты «Поцелуя».
Боковое пространство картины со временем стало заложником стандартного формата открыток и плакатов. Его обрезают так часто, что неискушенный зритель уверен: в оригинале картина прямоугольная
Орнамент одеяний символичен. Мужчине соответствуют жёсткие формы, черно-бело-серые прямоугольники, а женщине — мягкие, цветочно-пёстрые элементы. Хоть пара и соединена золотым ореолом и объятием, все же орнамент отличает их друг от друга.
Пальцами ног девушка будто цепляется за край обрыва, а вьюны, словно цепи, опутывают ее ноги. Равноправна ли пара в своей любви?
Левой рукой девушка будто делает слабую попытку ослабить объятия
То, что головы пары прижаты так близко к верхнему краю холста — это не проблемы с композицией, а указание на то, что для влюбленных «и целого мира мало»
Некоторые историки-искусствоведы полагают, что мужчина — не кто иной, как сам австрийский художник, а женщина — его давняя любовница, модельер Эмилия Флёге
Правая рука на шее мужчины сжата почти что в кулак. В других работах Климт изображал объятия так, что не оставалось сомнений во взаимности чувств
И место, и время не имеют для влюбленных значения. И даже мы как зрители им совершенно неинтересны. Об этом говорит повёрнутое назад лицо мужчины.

Семейные ценности

Климт так хотел работать с золотом, что сразу родился в семье художника и ювелира. Они жили в Вене и в бедности, потому что работы и так было мало, а тут еще все три сына решили стать художниками. Вылитые отец!

Сначала Климт учился дома, а потом поступил в художественно-ремесленное училище на архитектурную живопись. Когда все молодые художники бунтовали против академизма в искусстве, как и полагается молодым художникам, Климт не бунтовал. Он сказал, что ему нравится и так. Поэтому он в 18 лет уже получил заказ на роспись здания театра и музея, а в 26 — «Золотой крест» за заслуги в искусстве.

Когда у Климта умер отец, он понял, что придётся стать знаменитым художником с мировым именем.

Нравиться многим — зло

Климту дали большой заказ: украсить потолок здания Венского университета на Рингштрассе. И он тут же нарисовал на потолке трёх голых женщин
Перед тем, как начать рисовать нагих голых женщин обнаженными, Климт сначала рисовал пейзажи. Но женщины довольно быстро победили пейзажи.

Во многих картинах Климта скрыт эротический подтекст. Определить это легко. Если женщина на картине голая — значит, подтекст эротический. А если не голая, то наверняка Климт имел в виду, что она все-таки голая. Так что эротический подтекст у Климта был почти везде.

В 1894 году Климту дали большой заказ: украсить потолок здания Венского университета на Рингштрассе. И Климт тут же нарисовал на потолке трёх голых женщин. Потому что настоящий художник не изменяет себе. Вообще, это были аллегорические «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», но профессора почему-то сказали, что это не аллегория, а порнография. Подписали петицию и отменили заказ. Не поняли задумки, а еще профессора, называется! Климта высмеяли и репутация у него так испортилась, что публичных заказов он больше не брал, только частные.

Картины сначала купил коллекционер, а потом их присвоили нацисты. Картины хранились в замке Иммерхоф, но в 1945 году отступающие войска СС подожгли замок и картины сгорели. Остались только наброски, плохие черно-белые снимки и одна цветная фотография.
Когда его раскритиковали, Климт разозлился и нарисовал очередную голую женщину. Женщина была совсем рыжая, что на картине очень, очень хорошо видно. Это называется «вызов общественности».

Женщина держит зеркало истины, а над зеркалом написана цитата из Шиллера. «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».

Хотя если учесть, сколько у Климта было женщин, он эту цитату как-то неправильно понял...


«Голая правда», 1904
Однажды в 1897 году Климт основал Венский сецессион — объединение венских художников. Они проводили выставки, открыли венской публике французских импрессионистов, даже издавали собственный художественный журнал. Но прошло время, и в 1905 году Климта раскритиковал этот самый Венский сецессион, в котором он был президентом. А еще братья-живописцы, называется!

Климт даже начал сомневаться в своем таланте. Он написал письмо, а в письме сказал: «Или я стал слишком старым или слишком нервным или слишком глупым, но что-то явно идет не так».

После чего сразу создал картину «Поцелуй», получил огромную популярность и как-то всё наладилось. Потому что даже когда ты сомневаешься в себе, все равно нужно побольше рисовать.
Картин Климт писал много, а писем мало. Даже дневника не вёл, а Эмилии Флёге посылал открытки.
Эмилия Флёге на картине и в жизни
Эмилия Флёге была его главной музой. С тех пор как встретил, любил её до конца жизни. Правда, на ней он тоже не женился. Зато писал с неё картины и рисовал дизайн платьев, то есть вообще делал всё, что нужно женщине-музе. Но наверное, Эмилия всё же предпочла бы замуж. А не открытки эти.

Автопортретов у Климта тоже нет. Есть только «Комментарий на несуществующий автопортрет», но для открытки он явно крупноват. Климт говорит:
«Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины… Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины».

Золотое было время!

Когда Климт начал использовать в картинах золото, дела как-то сразу пошли на лад. И критики отзывались положительно, и частных заказов было вдоволь — можно было и повыбирать, с кем работать, а с кем нет. Недостатка в моделях он тоже не испытывал — женщины соглашались позировать в сколь угодно эротических положениях. В общем, никак не сдерживали творчество.

А «Поцелуй» стал самой известной картиной «Золотого периода». Те, кто первый раз видит картину вживую, часто удивляются, почему она квадратная, а не прямоугольная. Как будто это не они всегда смотрели на обрезанные репродукции и магнитики, а Климт, когда писал, что-то перепутал.

На картине влюбленная пара в полном уединении. Они стоят в золотой ауре на краю обрыва, а под ногами цветочная поляна. Где находится этот обрыв — неизвестно, поэтому кажется, что он везде. Останься с любимым наедине — весь мир тебе цветы и золото. И как у обрыва, сразу захватывает дух.

Ореол вокруг влюбленных — смешанное с масляными красками сусальное золото, фирменный стиль Климта. Пишут, что он вдохновился таким подходом, посмотрев византийские мозаики во время путешествия по Италии. Да, но идея пришла к нему раньше.

Самое, пожалуй, необычное в «Поцелуе» — это мужчина. Во-первых, он есть, и тут Климт прямо изменил себе. Во-вторых, если сравнить с другими произведениями, картина предельно скромна и целомудренна. Да что там, она считается вообще самым консервативным творением Климта!

Но на картине не просто влюбленные, а с нюансами. Конечно, здесь слышен глас критика: Климт изображает женщину только как пассивный объект мужского желания!

Ореол, окружающий влюбленных определяется мужчиной, очертаниями его спины. Его описывают как башне- или колоколоподобный, но в первую очередь как фаллический — мы же все-таки про Климта говорим.
Густав Климт в 25 лет и он же в расцвете творческих сил. С котиком

Кто кого целует

Чем известней полотно, тем больше версий. У «Поцелуя» версий — на любой вкус.
Некоторые искусствоведы считают, что Климт изобразил себя с Эмилией Флёге. Другие опровергают: не похож! И к автопортретам, мы помним, Климт совершенно холоден.

Вторая теория: натурщицей была Адели Блох-Бауэр, которая позировала для «Портрета Адели Блох-Бауэр». Там, кстати, золотом покрыто вообще всё, а не только ореол одежды влюбленных, как на «Поцелуе».

Третья: это рыжеволосая «Красная Хильда» — модель, с которой Климт писал «Данаю», «Даму со шляпкой и боа из перьев» и «Золотую рыбку».

Самая романтическая версия: картину заказал Климту некий граф. Граф дал художнику медальон с изображением своей возлюбленной и попросил изобразить их вместе. А Климт влюбился в девушку с медальона и вместо графа изобразил рядом с ней самого себя. И поэтому пара не сливается в поцелуе, а пока пребывает в страстном любовном томлении.
Как оценить успех «Поцелуя»? Представьте, что вы работаете над проектом. И еще не закончили работу, а вам уже все оплатили! И всем показывают вашу работу, хвастаются, какой крутой результат. Здорово, правда? Всегда бы так.

С «Поцелуем» примерно так и получилось. Климт еще не закончил работу, а Австрийская галерея уже показала его публике. И Музей Бельведера тут же её купил, в том же незавершенном виде. И заплатил за неё 25 000 крон — 240 000 долларов на сегодняшние деньги. А до этого самая большая цена, заплаченная за картину в Австрии, была 500 крон.
"Поцелуй" в исполнении PaintOn
Художник: Александра
World Art Gallery
В рамках проекта PaintOn World Art Gallery мы рассказываем о картинах, которые изменили мир и рисуем нашу интерпретацию, чтобы вы смогли повторить этот шедевр на арт-вечеринках PaintOn
Перейти на сайт >>