Эдвард Мунк. Крик

Если все вокруг видят в картине шедевр, а вы видите, как кто-то кричит и больше ничего непонятно — это нормально. Когда картину впервые показали на выставке в 1893 году — там тоже никто ничего не понял. Только тогда еще и полицию пришлось вызывать, чтобы разъяренная публика не устроила разгром. А мы с вами приличные люди и можем спокойно поговорить.

Кто кричал

Начнём с деталей. Разобраться, что мы всё-таки видим, поможет наша интерактивная картина. Жмите на бирюзовые кружочки — за ними знание.
Фигуры вдалеке, по всей видимости, друзья художника. Вместе с ними он и прогуливался, когда услышал, а точнее почувствовал, крик
Волнообразные линии пейзажа создают впечатление, что звук доносится одновременно отовсюду
На изображении 1870 года видно то самое место и ограда набережной
Насчет цвета неба есть вторая версия. В 2018 году метеорологи из США и Великобритании высказали версию о том, что форма и цвет облаков на картине напоминает перламутровые облака — редкое атмосферное явление. Если это так, то картина Мунка — одно из первых изображений такого типа облаков.
Мунк правда мог увидеть такое багряное небо. В 1883 году произошло мощное извержение вулкана Кракатау.

Извержение выбросило в атмосферу столько пепла, что ещё несколько лет по всему миру наблюдались особенно красочные закаты
В пейзаже угадывается (с трудом) вид фьорда с холма Экеберг в Осло. В то время город назывался Христианией
Художник описал в своем дневнике день, когда «увидел» крик, и эта запись раскрывает суть картины — чей именно крик мы слышим.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
— Эдвард Мунк
Человек слышит крик природы, а природа отзывается и входит с ним в резонанс
Центральный образ картины загадочен — да художник и не стремился к детальной прорисовке. Здесь важно состояние, важен сам всепоглощающий звук.

Линии пейзажа и кричащей фигуры согласованы, они будто влияют друг на друга — человек слышит крик природы и природа отзывается на состояние человека, входит с ним в резонанс.

Как мы говорили вначале, первые зрители не приняли картину. Аргументы были примерно такие, как сейчас можно частенько увидеть в интернете. Работу никто не обсуждал, сразу перешли на личности: как это, мол, у столь приятного юноши получается писать такие ужасные картины!

До этого критики высмеяли его картину «Больная девочка» — портрет умирающей сестры Софи. Мунк стремился передать ощущение утраты, каким запомнил его, но критики смотрели на техническую сторону и называли картину в лучшем случае недоделкой.

Фриз жизни

Художник задумывал «Крик» как часть фундаментального цикла работ «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Всего в него входило примерно 25 картин — точной цифры не сохранилось, к тому же Мунк продолжал перерабатывать фриз, добавляя новые картины и меняя их местами.

Фриз должен был состоять из четырех разделов. Версия «Крика», выполненная маслом в 1893 году, входила в раздел «Страх жизни».

Всего Мунк издал около сорока «Криков», простите за каламбур. Из них четыре наиболее известных, живописных варианты: два выполнены маслом, а два — пастелью.
Остальные версии работ представляют собой рисунки и печатную графику.

Вариант картины, выполненный в виде литографии

Источники крика

Версию «крика природы» дополняет более вещественное объяснение — рядом с тем местом, где решили прогуляться друзья, располагались психиатрическая клиника и крупнейшая скотобойня Осло. И крики из обоих заведений выгодно дополняли друг друга.

Но если речь всё-таки шла не о воплях умалишенных, а об идее, то услышать крик способен не каждый. Только человек с обостренными чувствами, тот, которому знакомы страх, одиночество и депрессия. А уж Мунку они были знакомы!

Гениев судьба вообще щадит довольно редко. В случае с нашим героем судьба видимо прознала, что «Крик» станет эмблемой экспрессионизма и одной из самых узнаваемых в мире картин. И обрушила на художника всю свою мощь.

Когда Мунку было 5 лет, от туберкулеза умерла его мать, через 9 лет после этого тоже от туберкулеза — сестра Софи. Затем — брат Андреас. Младшей сестре диагностировали шизофрению, художнику диагностировали шизофрению. И вообще редкому члену семьи Мунков её не диагностировали, если уж на то пошло.

Тускнеющий

К моменту, когда искусствоведы разобрались в смыслах, прочтениях и объяснили картину со всех сторон, у них появилась новая проблема. Если вы посмотрите на картину в год, когда она была написана, и сейчас, то увидите ощутимую разницу в цвете. Картина тускнеет. Оранжево-желтые участки холста побледнели, стали цвета слоновой кости.

Искусствоведы принялись выяснять причину. Как склонились над картиной в 2012 году с рентгеном, лазером и электронным микроскопом, так с тех пор и стоят.

Что мы можем узнать из их исследований помимо того, что существует профессия «ведущий специалист по кадмию жёлтому»? А вот что: со временем желтый сульфид кадмия окислился в два белых химических соединения — сульфат кадмия и карбонат кадмия! Если это банальнейшее объяснение вас по каким-то причинам не устраивает, у нас есть другое: виноват как всегда технический прогресс.

С конца 19 века началось производство синтетических красок — художники смешивали их с маслом, радуясь новым ярким цветам. А что до недолговечности — ну, кто о таких мелочах думал!
"Крик" в исполнении PaintOn
Художник: Наташа
World Art Gallery
В рамках проекта PaintOn World Art Gallery мы рассказываем о картинах, которые изменили мир и рисуем нашу интерпретацию, чтобы вы смогли повторить этот шедевр на арт-вечеринках PaintOn
Перейти на сайт >>